Во время поисковых мероприятий в 2003 году в с. Голинка Черниговской области сотрудники научно-производственной фирмы «Танаис» обнаружили самоходную артиллерийскую установку ИСУ-152 «Зверобой» , которая стояла в центре села возле сельсовета и, за много лет частично вросла в землю. Познакомившись с местной администрацией узнали, что к ним она попала уже после войны, и её собирались поставить на постамент.
Но, к сожалению ей не суждено было стать памятником, так как у сельсовета в то время не было денежных средств для сооружения постамента. А потом про неё и вовсе забыли. Один раз её всё-таки использовали, когда нужно было выкорчевать несколько мощных деревьев в центре села. Деревья обвязали толстыми корабельными цепями и, для самоходки не было никаких проблем вырвать их с корнями из земли. Вспомнили про самоходку, когда цены на металлолом начали подниматься. Все люки у самоходки были открыты. Местные жители и приезжие стали чаще посещать этот объект времён Второй мировой войны.
Всё что можно было открутить и снять, было снято. Кстати о пушке. Она была готова к бою. Не хватало только бойка. Пришлось сделать демилитаризацию. Газосваркой разрезали ствол и заварили затворную раму. Но самое главное -- двигатель, был на месте, до него никто не смог добраться. Специалисты восстановили систему электропитания и систему запуска двигателя сжатым воздухом. В системе охлаждения не хватало двух радиаторов (они были из алюминия). Потом наладили систему подачи топлива по упрощённой схеме.
За много лет пребывания под открытым небом, дождь и снег сделали своё дело. Самоходка начала ржаветь изнутри. Пришлось поменять топливный насос высокого давления. Топливные и воздушные фильтры тоже пришли в негодность. После всех этих мероприятий мы подключили к системе электропитания два камазовских аккумулятора. Перед тем, как запустить двигатель, нам удалось с помощью лома вручную провернуть вал двигателя . К нашей радости он оказался «живой». После первой же попытки запуска двигателя с помощью аккумуляторов, он «прокашлялся» и заработал. С выхлопных труб полетели листья, и много разного хлама. Механик-водитель трижды пытался сдвинуть «Зверобой» на первой передаче, но всё было безуспешно.
И только после включения задней передачи, «Зверобой» выехал из своего «окопа»..
Комментариев нет:
Отправить комментарий